|
В своих прежних публикациях я не раз ссылался на
выдающегося американского десятиборца Брюса Дженнера, победителя
Монреальской олимпиады, неоднократно устанавливавшего мировые
рекорды в этом венце королевы спорта Приведу его слова и здесь,
так как вижу в них прекрасно сформулированные мысли, льющие воду
на мельницу системы АГИМ. Особая ценность этих слов в том, что
они принадлежат не теоретизирующему кабинетному ученому, а замечательному
практику современного спорта.
Так вот, на вопрос - "Какие данные, кроме физических, вы
считаете важнейшими для классного десятиборца?" Брюс ответил
так: "Самое главное - "включать голову" во всё,
что делаешь и что собираешься сделать. Большинство совершаемых
ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс
движения (разрядка моя - А. А). Как что-то может делать ваше тело,
если в этом не участвует мозг? Да и по нагрузкам раскладка мне
представляется следующей: 75 процентов - мозг и 25 процентов -
тело". (Сов. спорт, 1976, 29 апр.)
Считаю, что совет "включать голову во всё, что делаешь и
что собираешься сделать" должен стать обязательным составным
компонентом любого тренировочного процесса и, конечно же, определять
тактику поведения на соревнованиях.
Но ведь "включать голову" можно по-разному. Когда тренер
кричит на учеников, совершивших ту или иную ошибку, он тоже включает
голову - свою и спортсменов. Но от такого "включения"
- один вред, ибо вслед за этим возникают отрицательные эмоции,
в том числе и столь гнусная, каком является страх. Вот почему
положение - "тренер не раздражается, а анализирует"
- должно стать аксиомой во взаимоотношениях между спортивными
наставниками и их подопечными.
Система АГИМ всем своим содержанием помогает именно анализировать
процесс совершенствования технического мастерства спортсменов
и требует, чтобы тренер, видя ошибки, не раздражался, а .почаще
"заглядывал в мозг" своих учеников, если хочет от них
добиться нужного всем результата. Ведь именно там, в глубинах
психического аппарата, таятся как истоки совершаемых ошибок, так
и средства их преодоления. А современные тренеры просто обязаны
грамотно оперировать психическими возможностями своих учеников.
Но не крича на них, а спокойно и трезво анализируя причины их
неудач и успехов. К тому же привычка к спокойному анализу поможет
укрепить психофизическое здоровье как у спортсменов, так и у самих
тренеров, чей организм почти ежедневно находится под весьма значительным
психическим и физическим напряжением.
Не трудно заметить, что система АГИМ наиболее удобна для оказания
помощи в сложно-координационных видах спорта, таких, как гимнастика,
прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание
и т. п. Но ее можно применять и в игровых видах, в частности для
безошибочного выполнения штрафных бросков и ударов, для повышения
точности пассов. И единоборцам весьма полезно овладеть возможностями
аутогипноидеомоторики для приучения себя к предельно точному исполнению
атакующих и защитных приемов. Так что каждый спортсмен и тренер
сможет найти в этой системе много полезного, если творчески осмыслит
ее сущность начнет практически использовать ее возможности н своей
повседневной работе.
Основная цель этой небольшой книги - показать людям спорта несостоятельность
метода "проб и ошибок", который более вреден, чем полезен,
а главное - увлечь замечательными возможностями идеомоторики и
тем более аутогипноидеомоторики в деле совершенствования спортивной
техники. Если после ознакомления со всем, о чем здесь написано,
хотя бы с десяток читателей возьмут на вооружение систему АГИМ,
буду считать, что "лед тронулся", что задача, сформулированная
автором, начала, наконец-то, пусть даже медленно, но всё же решаться.
Успеха всем вам, начинающим и смелым, кто захочет сменить свои
прежние представления о совершенствовании спортивной техники на
то новое и эффективное, что заложено в системе АГИМ.
30.10.95.
Алексеев Анатолий Васильевич
врач-психотерапевт, старш. научи, сотрудник сектора спортивной
психологии ВНИИФК, канд. мед. наук, действительный член Московской
психотерапевтической академии
назад << оглавление
|
|